Орыс тілі мне әдебиеті

Сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными. 9 класс

Цели обучения в соответствии с учебной программой: Ч. 9. 3. 1. 1 - понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов; П. 9. 4. 7. 1 - применять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях Цели урока...
Сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными. 9 класс

Раздел 2                         



Природные ресурсы Планеты Земля



ФИО педагога Жылкыбаева А.Т.



Школа: Айдарлинская ОСШ



Дата








Класс 9



Количество присутствующих: 



Количество отсутствующих: 



ТЕМА УРОКА: § 18-19. Природа – открытая книга.
Грамматическая тема: Сложноподчиненные предложения с изъяснительными придаточными.



Цели обучения в соответствии с учебной программой



Ч.9.3.1.1-понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов; 
П.9.4.7.1 - применять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях



Цели урока



Формулировать толстые и тонкие вопросы к тексту, опираясь на шаблон и ключевые слова, написать творческую работу, используя ключевые слова и выражения, делая короткие оценочные суждения.



Ход урока



Этап урока/время



Действия педагога



Действия учеников



Ресурсы



Оценивание



Начало урока  



I. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального настроя.
II. Актуализация знаний.
Сравните данные предложения. Какие цитаты оформлены как прямая речь, а какие – как косвенная? А.П. Чехов писал: «Леса учат человека понимать прекрасное». К. Паустовский утверждал: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе».



Учащиеся отвечают на вопросы.



Слайд
Картинки



Психологический настрой. Прием «Круги радости»



Середина урока



III. Изучение нового материала. 
Работа с текстом.
К Задание 1. Послушайте притчу «Бабочка». Составьте карту истории, используя ключевые слова и фразы. Стратегия «Карта истории» 
Ф «Внутренний и внешний круг» 
И, К Задание 2. Выберите карточку с заданием и выполните его, опираясь на правило в учебнике. Задания отличаются степенью сложности. 
Карточка № 1. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу подчинительные союзы, союзные слова: Мы знали, … Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали. Я спросил у высокого солнца, … мне вспыхнуть светом зари.
Карточка № 2. Составьте 2 предложения по данной схеме, ( что... ). 
Карточка № 3. Используя алгоритм, сделайте анализ СПП с придаточным изъяснительным: Он сообщил о том, что встретил волчат в степи. 
IV. Освоение изученного материала. 
Речевой тренинг. К придаточным изъяснительным от таких слов ставятся вопросы косвенных падежей: Я пришел к тебе с приветом рассказать (о чём?), что солнце встало. (А.Фет). Придаточные изъяснительные присоединяются к поясняющему слову в главном предложении с помощью изъяснительных союзов, союзных слов что, как, как будто, чтобы и частицы ли в значении союза. К словам со значением речи, мысли и чувства в главном предложении может относиться указательное слово (тот, та, то), к которому присоединяется в том случае придаточное изъяснительное: Он сообщил о том, что встретил волчат в степи. Поставьте вопрос от главных предложений к придаточным. Образец: Мы знали, что Петька принёс всего двух худых карасей, но молчали (К. Паустовский) I) Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. (К. Паустовский) 2) И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты. (В. Брюсов) 3) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. (К. Паустовский) -1) Я спросил у высокого солнца, как мне вспыхнуть светом зари. (К. Бальмонт) 5) Товарищи спросили меня, действительно ли в этой норе есть выводок волчат. (И. Соколов-Микитов)
Учебное задание. Лингвистическое конструирование. Преобразуйте простые предложения в СПП, заменяя выделенные слова придаточными изъяснительными или придаточными определительными. Запишите полученные СПП, расставляя знаки препинания. 1) Участвующие в субботнике собрались около школы. Те, кто участвует в субботнике, собрались около школы. 2) Мы читали отрывок из произведения В. Распутина о прощании местных жителей со своей деревней Матёрой. 3) Приезжающие в Алматы любуются прекрасными горами Илейского Алатау. 4) Туристы из Америки рассказывали о путешествии по заповедным местам Казахстана, 5) Все были рады наступлению долгожданной весны.
V. Закрепление изученного материала.
Послетекстовая работа
П. Задание 3. Выполнение упражнения № 6.Определите мораль притчи, используя синтаксические конструкции. Выразите свою точку зрения по данному ниже вопросу, используя в своей речи СПП с придаточными изъяснительными и приводя примеры из жизни. Согласны ли вы с тем, что человек имеет право вмешиваться в законы природы?
1 пара: «согласен» 
2 пара: «категорически согласен» 
3 пара: «не согласен» 
Дескрипторы:
- отвечает на вопросы
- определяет стиль текста
Дескрипторы.
- правильно расставляет знаки препинания
- правильно задает вопросы
- составляет схему СПП.



Учащиеся объединяются по номерам карточек и обсуждают, выбирая правильный ответ 
Стратегия «Умные карточки» (учащиеся работают индивидуально, затем объединяются в пары)
Учащимся предлагается рассмотреть
инфографику, обсудить и представить информацию в виде статьи или отчета на данную тему.



Учебник
Тетрадь
Учебник
Учебник, задание



Взаимооценивание «Словесная оценка» 
Стратегия «Красная лента»
ФО
Взаимооценивание в паре по критериям. 
Приём «Алгоритм оценивания»



Конец урока 



Домашнее заданиеУпр 8, стр 84
Выучить любой из понравившихся отрывков из произведения.
ФО. Приём «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.



Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке смайликами.
Составляют синквейн по теме урока



Тетрадь
Пікір қалдыру (0)

Пікірлер:

Басқа материалдар: